Spinningist Vulgarius в обыденной речи - "типа чайник" Евгений Баранов Спортивное рыболовство / № 01 / 2003 Психологический аспект, или путь к успеху Как ни удивительно это читать и слышать, дорогие друзья, но без азов психологии "свет в конце тоннеля", в лучшем случае, - очень тусклый. Это я о том, что, скорее всего, основная причина неудач, разного рода "неперов" и "непрух" господ, постигающих умение ловить рыбу спиннингом, кроется у них в головах. Попробую доходчиво объяснить вам это, заранее исключив из числа лиц, кому это может быть интересно тех, кто заранее определил для себя рыбную ловлю, как нечто сопутствующее (может быть, а может и не быть - ну и ладно). Прошедший сезон 2002 г. был для меня очень познавательным, хотя бы потому, что здорово увеличился статистический материал, т.е. заметно выросло число людей посетивших славное село Бармино. И что еще более ценно - многие из этих людей были там уже далеко не первый раз. Поэтому иногда на примере конкретного рыболова очень заметны (или наоборот) перемены, как в желании научиться ловить рыбу, так и в изменении поведения человека по отношению к этому желанию. Вообще число типов "SPINNINGISTов VULGARIUSов" больше, чем я вам приведу, но эти будут самыми узнаваемым. Итак, опишу подробнее: Тип "золотая середина" Хорош не только тем, что с чувством глубокого удовлетворения платит деньги за учебу (посвящаю вам - злопыхатели), а скорее наоборот - это разряд людей, которые всегда четко себе представляют, - за что они платят и как долго им это надо делать. Мне кажется, что при проведении какого-либо тестирования, например, на степень выживаемости, эти люди попали бы в один разряд - "способные выживать в районах до полярного круга". Тип "З.С.", видно просыпается от разбушевавшихся в нем генов - тут-то все и начинается, но, как, якобы, говаривал В. И. Чапаев - "есть один нюанс..." Он очень трезво подходит к управлению собой, в том числе и своей головой, в процессе постижения рыболовной науки. Попонятнее - человек старается: а) сначала понять, что у него получается; б) почему у него не получается: в) что надо - чтобы получилось: г) что надо делать - чтобы получилось. Так что всем начинающим (а очень часто и не только им) очень рекомендую выбрать такой стиль поведения. Проще, чем рвануть сломя ноги (спиннинги и т.д.) к цели, - попробуйте сначала осознать, что собою являет эта цель, а также пути и способы ее достижения и, поверьте, вам станет гораздо легче овладеть ею. Следующий тип "чайник-FOREVER" Это разряд людей, с которых, в общем-то, и деньги брать глупо, т.к. себе дороже. Объясню почему. Во-первых, потому что товарищ имеет весьма смутное представление о том, зачем у него вообще в руках эта снасть. То ли ему надо поймать очень крупную рыбу, либо чтобы у него всегда клевало, или это свидетельствует о его какой-то причастности к племени мужчин с повышенным потенциалом - не понятно и, что очень занятно, даже ему самому. И при вашей попытке выстроить в его сознании логическую цепочку, мало того, что вы постоянно натыкаетесь на полное непонимание, да и неприятие, так еще и оказываетесь вовлеченными в этот дурацкий процесс, и уже (поэтому - себе дороже) делается не очень понятно - то ли ученик глупый, то ли учитель сам такой. Но статистика - штука неумолимая: если жулики и бомжи есть и в Америке, и в какой-нибудь Зимбабве, то и "чайник-FOREVER" - атрибут вечный и везде. Тип - "глупенький Буратино" Видимо большей части этих типажей прямо-таки снятся и видятся разного рода "поля чудес", выигрыши в лотерею, счастливое участие (и своевременный выход) в (из) АО "МММ" и тому подобное. Как правило их вопросы просты и незатейливы. То есть: чтобы ловить щуку - надо купить вот этот спиннинг, да? А чтобы ловить на Оке - вот этот? - Понятно. Или - стоило ли уехать Бог знает в какую даль, чтобы там задавать всем встречным и поперечным занятные вопросы на уровне: а где тут у вас такая-то мифическая яма, а где тут у вас судак всегда клюет, ну и тому подобное. Ну а если бы удалось точно узнать на что ловят вот тот и вот этот, то тогда карта будет переть, даже если и раздавать не будут. По-моему тут все ясно. То есть, целый разряд людей подкармливающих причастных к рыболовному бизнесу, правда то тут, то там и очень не системно. Следующий тип - "жертва игры в наперстки" Название именно этой игры выбрано мной совершенно не случайно, а потому что этот ход - дать выиграть, чтобы расслабился клиент, - осознанно используется господами ее устраивающими. С людьми этого типа проверку такого рода устраивает какая-то случайность или ряд их на водоеме. То есть, постигая науку или двигаясь в сторону достижения цели, вдруг "SPINNINGIST VULGARIUS" ухватывает некий куш. И все - наука застыла, а кажущееся совершенство - вот оно - достигнуто. Вся эта мнимость притупляет бдительность и никакого анализа своих же действий не производится. И данный тип все дальнейшее время будет ловить рыбу всегда там же, всегда так же, как в момент постигшей "удачи". В лучшем случае проходит какое-то время и наступает просветление. Обычно же все гораздо хуже - родился еще один хронический "посетитель казино", т.е. чего тут думать - ручки дергать надо (ставки делать и т.п.), no comment, мистеры... Тип - "Все пропало, Лелик!" Характерная особенность данных типажей, что они по отдельным пунктам понимают все, но в комплексе ну просто никак. И после каждой неудачи всегда не понятно - а что их опять тянет на это бесперспективное занятие? Наиболее ярко сформулировал сам свое поведение один из них: "Спиннинг у меня за 12 штук, катушка за 7 - и не ловится!? Что же еще купить надо, а?". Правда при этом удилище от "Fenwick" тестом приблизительно до 17 г, катушка на уровне Ultegra - 4000 (!), нитка - неубиенная Whiplash PRO реального диаметра 0,32 - 0,33(!!) - такое и специально-то всучить трудно, но по наитию данного "S.V." - очень даже просто. То есть подетально все очень хорошо, но в целом - полная ерунда: и все - далее никак из этого "легонабора" ничего не складывается. Ошибка одна и простая: вместо того, чтобы расслабиться и учиться далее, человек с правильной, но незатейливой формулой "2х2=4" пытается сразу проскочить в высшую математику. Ну-ну... Есть еще "великие спорщики" Тут я сразу предупреждаю: поспорить это не ко мне, пришел слушать и учиться - пожалуйста. Если вы, к примеру, приходите учиться плавать и начинаете давать рекомендации тренеру или оспаривать его советы, то скорее всего вам укажут на вывеску, где написано: "учим плавать", но не написано - "учим тонуть с гарантией". Очнитесь, товарищ, в процессе обучения, дабы снять напряжение, можно поговорить о, допустим, явном преимуществе блондинок перед всеми прочими и т.д. и т.п. Но став на путь получения определенных навыков, а по сути - освоения какой-то новой технологии - надо бы больше слушать и стараться понять, особенно если объясняющий выглядит очень убедительно. А если еще "S.V." умножает свои недочеты и непонимание с помощью этил- содержащих жидкостей - беда полная, да еще и сильно растянутая во времени (хотя с позиции лет человека - не очень, очень даже "не очень"). Кроме разного рода "типов" более-менее определенных, есть еще N-ное количество их гибридов, что вообще с трудом поддается осмыслению с позиции логики, но имеет место быть. Самое интересное, что момент психологический, как-то особенно рыболовами умеющими ловить рыбу и умеющими объяснить, как это надо делать, - не подчеркивается и во главу угла особенно не ставится, а зря. В этом отношении было приятно прочитать в РОГ №39 статью А. Яншевского "Этика рыболовов по отношению друг к другу" - всем рекомендую. Особенно ценна его мысль о том, что мастерство - это победа не только над рыбой, но в большей степени - над самим собой! Это даже и не теорема, а аксиома. Ну а некая квинтэссенция моих написаний состоит видимо в том, что хотелось бы обозначить желающим этот психологический аспект в вопросах обучения ловли спиннингом. Господа и товарищи, сразу постарайтесь вооружиться логикой и более трезво относиться к себе же самим. Простой пример: если магазинный соловей щебечет, не переставая, задайте ему один, два, три разумных вопроса. Например: "А сколько у вас лично спиннингов, а как часто вы ловите рыбу, а где. а какую?". Обычно после такого "душа" сразу заметны перемены в рассказчике, среди этой братии мало достойных импровизаторов и их забубенное впаривание никак не подходит под определенную конкретику, то есть сразу заметна разница в изложении. Делайте выводы. Чтобы быть совсем разумным, на описательных статьях (они же - рекламные) не зацикливаетесь. Гораздо полезнее посмотреть в самом процессе в руки "сенсея", а что в них? То есть: пишут - писатели, читают - читатели, а рыбу ловят - рыболовы, но не магазинные, тусовочные, интернетные болтуны. Вы кем хотите быть? Определились? Тогда вперед. Далее, если начинается конкретика, то есть процесс обучения, усваивайте все с самого начала и никогда не стесняйтесь задавать вопросы. Ведь по их количеству и качеству обучающий вас понимает на какой стадии развития вы сейчас находитесь, в том смысле, что это может быть момент "нахождения в пути", а может и "безнадежно застряли". Вообще беда разного рода учителей, к примеру, даже школьных, в том, что они почему-то долдонят о своем, но никогда не пояснят внятно, а зачем вам это будет нужно. Эта вот "алгебра", например? И, видимо, уже только поэтому обучаемый и учитель живут совершенно с разными задачами, ну и зачем вы тогда вообще здесь находитесь? И всегда помните, если уж вы определились с целью, приблизительно представляете себе, что надо сделать для ее достижения, не надо метаться, так как очень крупную рыбу вы добудете только, когда научитесь машинально пользоваться и фрикционом у катушки, и методикой вываживания, и умением заводить рыбу в подсак, ну и так далее. Необходимо освоить простейшие операции, без которых все ваши действия будут только суетой. Чтобы совсем было понятно - это и есть освоение определенной технологии. И только потом уже лично для вас настанет момент определения собственного творческого потенциала - а это уже не что иное... Ну, вот пока и все, дорогие друзья, ни хвоста вам и ни чешуи... |